После того, как была сооружена дорога к месторождению, на Апсат начала поступать первая серьезная техника, на сто процентов новая, от ведущих мировых производителей. В 2012 г. сюда были поставлены первые автосамосвалы TEREX. Именно в это время в полном объеме пошла добыча угля, разрез вышел на параметры проекта по вскрышным работам. «У нас работают на вскрышных работах шесть единиц ТР-100 – это 90 тонные жесткорамные самосвалы TEREX. - рассказывает заместитель исполнительного директора разреза «Апсатский» Олег Лиходумов, - Машины себя показали с хорошей стороны. Они предназначены для наших условий работы. Это машина надежна в эксплуатации и обслуживании. Так же у нас работают на вскрыше и на добыче угля шарнирно-сочлененные полноприводные ТА-400 – грузоподъёмностью 38 т».
Знающие люди говорят, что в России нет других угольных пластов, расположенных также высоко, как Кодарские. Сложное место: высокогорье от 1300 до 1700 м над уровнем моря. Помимо высоты, специфика работы в этой местности заключается в горно-ущелистой тесноте. В таких «стесненных» условиях может работать не всякая техника. Самосвалы TEREX предназначены, в том числе, и для такой местности. Карьерные жесткорамные самосвалы TEREX сконструированы с применением новейших технических достижений. Детали и механизмы самосвалов продуманы до мелочей, это позволяет эффективно использовать ее в самых сложных и порой в непредвиденных обстоятельствах. Водителей обучали прямо на месте. Максим Шойжалсанов, оператор жесторамного самосвала TEREX TR-100, например, за три года работы на самосвале TEREX ни разу не встретился с трудностями в его эксплуатации.
«Большие плюсы в этой машине в том, - говорит Максим, - что здесь автоматическая коробка передач с электронным управлением, гидравлические тормоза, которые на крутых спусках обеспечивают надежное торможение. Плюс к коробке передач – ретардер, он хорошо замедляет движение машины на спусках. На подъемах гидравлические тормоза также хорошо помогают: например, в случае аварийной остановки машина никуда не скатывается. На подъемах машина уверенно справляется с грузом. Я бы хотел продолжить свою работу и в дальнейшем на самосвале TEREX».
За три года водители успели оценить все достоинства конструкции кузова карьерных самосвалов TEREX, который изготовлен из специальной стали с высоким пределом прочности и повышенной износостойкостью, а также усилен ребрами жесткости. V-образный пол кузова придает ему жесткость и позволяет понизить положение центра тяжести самосвала. Обогрев кузова самосвалов TEREX осуществляется выхлопными газами, и обеспечивает легкую разгрузку и очистку от липких и смерзшихся пород. Это особенно важно в экстремальных условиях работы, таких как на Апсатском разрезе. Нередко в августе в этих горах выпадает снег, который сходит лишь в июне. Морозы же достигают 45ºC, при этом часто бывает пронизывающий ветер. Для комфорта работы водителей в карьерных самосвалах TEREX тоже все предусмотрено. Кабина оснащена защитными ограждениями на случай опрокидывания машины и падения тяжестей (системами ROPS и FOPS), кондиционером, отопителем и всеми необходимыми системами и контрольно-измерительными приборами, обеспечивающими контроль за основными параметрами самосвала и предупреждающими о возможности наступления аварийных ситуаций. Своими впечатлениями от работы на самосвале TEREX делится оператор Иван Таскин: «У машины отличная обзорность за счет увеличенной площади остекления кабины. Удобство в управлении и комфорт машины увеличивают мою трудоспособность»
Самосвалы TEREX работают на Апсатском разрезе круглосуточно, практически не останавливаясь. В среднем за смену каждый из них вывозит до 1,5 тыс. м³ горных пород. «Условия для машин очень жесткие, – рассказывает заместитель исполнительного директора разреза «Апсатский» Олег Владимирович Лиходумов, – Разрез зажат в горах, в скалах. Площади для развития, площадки, технологические дороги очень сокращены и машины здесь работают на «отлично». Машины TEREX достойно выдерживают все условия работы – как природные, так и те, которые создаем для них мы».
Основные потребители угля, добываемого на Апсатском разрезе, – коммунальные системы БАМ. 70% объёма добытого угля отправляется на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Таиланд, Япония, Корея. Если для апсатского угля найдутся более масштабные рынки сбыта, будет продолжена геологоразведка, будут строиться новые разрезы, поскольку общая площадь залегания месторождения – 100 км². А это значит, что предприятию понадобится еще больше техники. Такой как TEREX – надежной и производительной. В том, что эти машины не подведут в Кодарских горах, специалисты угольной компании СУЭК успели убедиться на собственном опыте.