История Ханты-Мансийского автономного округа — Югра неразрывно связана с лесной и деревообрабатывающей промышленностью. В начале шестидесятых годов прошлого века в связи с острой потребностью страны в лесосырьевых ресурсах некогда труднодоступный таежный край Западной Сибири стал осваиваться лесорубами. Советский район ХМАО относился к категории многолесных, здесь леса имели важное лесопромышленное значение и являлись сырьевыми базами крупных лесозаготовительных предприятий Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР. В это же время началось строительство железнодорожной ветки Ивдель — Обь, вдоль которой стали организовываться леспромхозы с ежегодной заготовкой леса в объеме 300−400 тыс. куб. метров. В 1962 году из Советского района был отправлен первый состав с лесом.
На сегодняшний день земли лесного фонда составляют более 90 % от общей площади района, этим определяется положение Советского района, как основной лесосырьевой базы Югры, и ведущая роль лесопромышленной деятельности в экономике района.
Первые годы перехода на рыночную экономику лесопромышленная отрасль Югры переживала сложно. Устаревшие технологии рубок и последующей обработки леса не позволяли эффективно конкурировать на экспортных площадках.
В 2004 году правительством ХМАО — Югры для решения этих задач и дальнейшего устойчивого развития лесной промышленности в регионе был образован АО «Югорский лесопромышленный холдинг». Холдинг поставляет на экспорт пиломатериалы, клееный шпон, фанеру и активно развивает направление каркасного строительства из ЛВЛ бруса.
За рубежом пиломатериалы, производимые АО «Югорский лесопромышленный холдинг», известны под брендом MRT и занимают позиции в премиум сегменте. Основным рынком сбыта является Египет, среди заказчиков второго эшелона — Виргинские острова, Иордания, Германия, Великобритания и Венгрия.
По итогам 2015 года компания вошла в число крупнейших лесопромышленных предприятий России, с объемом экспорта 168 472 кубических метров готовой продукции.
Особенность лесозаготовок в Югре — суровый климат. Зима здесь длится по семь месяцев, температура падает ниже сорока градусов. Зачастую машинам приходится работать на грунтах с низкой несущей нагрузкой, в том числе болотах. Именно этим обусловлен короткий сезон лесозаготовки, каждый день на счету! Поэтому к технике предъявляются высокие требования, ведь от того, как она себя поведет, зависит работа деревообрабатывающих предприятий в течение всего года.
Юрий Геннадьевич Краев, генеральный директор АО «Югорский Лесопромышленный холдинг»:
«В 2005 году мы объявили тендер среди поставщиков техники. Для нас была важна цена, качество и сроки поставки. За этот контракт развернулась настоящая борьба. И „Вольво Восток“ тогда предложили оптимальные условия. В 2005 — 2006 гг. мы взяли сразу двенадцать харвестеров на базе экскаваторов Volvo EC210BLC. Этим контрактом мы закрыли вопрос с заменой устаревших валочных машин на территории арендованного леса площадью в полмиллиона гектар. С „Вольво Восток“ и „FNGROUP Машины“ мы практически отметили десятилетний юбилей сортиментной заготовки в Советском районе и Ханты-Мансийском округе. Для нас это было, как прыжок из каменного века в новый мир современной лесозаготовки».
Новая техника помогла нам изменить правила игры на всех участках производственного процесса. Раньше заготовка велась в хлыстах, после чего раскряжёвка на сортименты проводилась уже на складе. Харвестеры Volvo EC210 позволили перейти на современную технологию сортиментной заготовки, экономя сырье и затраты по времени. Сейчас на лесозаводы поступают уже готовые сортовые бревна. Обновление парка спецтехники позволило полностью исключить ручной труд на этапе лесозаготовки и решить ряд вопросов в природоохранной сфере.
Константин Елохов, заместитель генерального директора ООО «Югра Транс Сервис»:
«Мы раньше валили лес налево и направо вдоль пути движения машины. Стволы тащили с делянки волоком. При этом способе полностью уничтожался подрост — молодые деревья. Требования лесхозов были жесткие, и нам приходилось содержать сучкорубов, чтобы они вручную обрубали ветви. Естественно, в условиях высокого снега были сложности. Теперь мы перешли на технологию валки вперед себя, когда машина направляет деревья на лес, формируя волок из древесных остатков. Лесники довольны.»
Сучья и мелкие ветви, которые голова харвестера оставляет на деляне, не только защищают лес. Они позволяют экскаватору Volvo CE уверенно передвигаться по мягкому грунту. Застрять на такой машине крайне сложно. Техника оснащена ковшом-балкой Viking. Возможность подтянуть машину на холм или разобрать завал не раз выручала операторов, — рассказывает Анатолий Фролов. Он работает в лесной отрасли больше тридцати лет. Застал и ручную валку леса и машины ЛП 19. Сейчас управляет харвестером Volvo CE. Удобное сиденье, кондиционер, а главное — отсутствие постоянной вибрации и ударов, которые в советских машинах передавали на кабину падающие деревья, позволяют ветерану югорской лесозаготовки работать не смотря на возраст.
Анатолий Фролов, оператор харвестера:
«На старой технике рычаги весь день дергал, уставал очень. Здесь управление джойстиками, кнопками. Раньше надо было хлысты вывезти, затем целой бригадой разделывать, сейчас — один оператор и валит лес, и сучки рубит. Сегодня к концу смены я могу сдать больше 200 кубических метров сортиментной древесины, на старом тракторе больше 150 „кубов“ хлыстами не получалось. В общем, небо и земля».
Модернизация коснулась не только лесозаготовки. Расстояние от делянки до склада за десять лет изменилось с шестидесяти километров до двухсот. Затраты на вывоз сырья в этих условиях могут критично сказаться на себестоимости готовой продукции. С каждым километром прибыльность делянки падает, а цена за кубометр пиломатериалов растет. Решением проблемы стала замена половины автопарка на лесовозы Volvo. Они успешно себя зарекомендовали на непростых таежных дорогах. Сегодня на балансе предприятия ООО «Югра Транс Сервис», отвечающего в югорском холдинге за лесозаготовку, стоит 19 седельных тягачей Volvo FM Truck . Параллельно с технической революцией в заготовительном секторе холдинг обновлял спецтехнику на лесопильных предприятиях. На Малиновском лесопильном заводе уже несколько лет работают погрузчики Volvo L70E; L90F. Они подают кругляк с сортировочной линии на биржу сырья, откуда оно попадает непосредственно в лесопильный цех. Операторы погрузчиков полагают, что возможности комфортной кабины с микроклиматом, система управления и высокая маневренность этих машин, теоретически, позволяют работать за рулем по две смены.
Бесперебойная работа и долгий срок службы спецтехники Volvo CE, в свою очередь, зависят от доступности сервиса. Поэтому в тендере на поставщика был сделан выбор в пользу «FNGROUP Машины». Компания обеспечивает оперативную поставку запчастей, специалисты дилера выезжают на объект при первой необходимости. Были случаи, когда вопросы по работе техники Volvo CE удавалось решить по телефону с сотрудником сервисной поддержки.
Всего за 10 лет сотрудничества с 2005 по 2015 год было поставлено более 20 харвестеров Volvo EC210BF и 13 фронтальных погрузчиков Volvo L70, L90 и L180HL. Сегодня ОАО «Югорский Лесопромышленный холдинг» стоит на пороге очередного этапа модернизации. Конкуренция на внешних рынках и растущие запросы покупателей к продукции диктуют высокие требования к работе технике. О конкретных объемах новых закупок в компании говорят осторожно, но руководитель холдинга Юрий Геннадьевич Краев уверенно смотрит в следующее десятилетие, которое непременно будет отмечено взаимовыгодным сотрудничеством.
* - обязательные поля