Немецкая компания Knauf является ведущим производителем систем сухой грунтовки, который за последние десять лет инвестировал в России более 500 миллионов долларов. В настоящее время компания имеет 10 производственных предприятий и девять маркетинговых фирм в России, продающих листы сухой штукатурки, гипсовую древесноволокнистую плиту, шпунтовую гипсовую доску, в том числе и массу других материалов. Быстрый рост продаж стройматериалов ведет к увеличению нагрузки на гипсовые карьеры, которые поставляют гипс заводам Knauf. В Багарякском гипсовом карьере рост продаж стройматериалов вызвал увеличение объемов производства.
Карьер находится в 180 км от Екатеринбурга, четвертого российского мегаполиса и столицы Уральского региона. Располагаясь на Каринском гипсовом месторождении, карьер тянется на 520 м с востока на запад и на 400 м с севера на юг. Залежи гипсового камня располагаются до 60 метров вглубь, что соответствует запасам в 19 миллионов тонн.
Карьер был открыт в 1969 году для производства гипсовых порошков традиционной влажной штукатурки и находился в собственности государства. Он пережил подъемы и спады российской экономики и сам оказался в крайне тяжелом положении в 1992-1995 годах: работы на карьере в этот период были временно остановлены. Когда на карьер обратила внимание компания Knauf, он был затоплен на глубину 20 метров. А восемь месяцев спустя вода из карьера была выкачена; производство запущено снова, хотя при использовании старого оборудования на карьере добывалось только 3000 тонн гипса в месяц.
В 2004 году карьер стал собственностью компании Knauf, которая сразу же начала внедрение масштабной инвестиционной программы. В центре карьера была установлена дробилка от Metso Minerals, которой помогали 4 сочлененных самосвала A35D грузоподъемностью 32,5 тонны, один 46-тонный экскаватор EC460BLC, два 33-тонных колесных погрузчика L220E и один 29-тонный колесный погрузчик L180E. Вся техника была произведена Volvo Construction Equipment
Результат использования новой техники виден в данных о производительности карьера. В 2003 году было добыто 43000 тонн гипса; а в 2006 году – 611000 тонн, что в 14 раз больше! «Разница, достигнутая при использовании новой техники, была невероятной, — говорит управляющий карьера Нурислам Аглиулин. — Раньше мы использовали 96-тонный электрический экскаватор, который с 70-х годов был оборудован ковшом объемом в 2,5 м. Это было все равно, что работать на привязи!»
«Сочлененные самосвалы оказались действительно отличным выбором, и они также повлияли на результат, — продолжает господин Аглиулин. Чтобы подъехать к дробилке, надо преодолеть 20-градусный подъем и сделать крутой поворот наверху. Грузовые автомобили без прицепа при хороших условиях тяжело поднимаются по склону, а при плохой погоде подъем для них становится проблемой. Грузовики Volvo A35D легко справляются с этой задачей. Колеса у них не буксуют и не стопорятся даже в сырую погоду. Мы настолько в них уверены, что сейчас мы планируем другое место для дробления, где наклон будет еще круче».
Операторам нравится современное оборудование, что вместе с надежностью стало важным фактором в увеличении производительности. Даже сильный холод не остановил производство. «У нас было время, когда температура опускалась ниже -30oC прошлой зимой, но мы продолжали работать, — говорит господин Аглиулин. – Мы стараемся не останавливать работу дробилки в очень сильные морозы, поскольку ее очень тяжело потом запускать, поэтому мы работаем без остановки». Машины Volvo оснащены комплектами оборудования для работы в арктическом холодном климате, а в короткие перерывы машины подключаются к обогревателям, чтобы не допустить замерзания жидкостей. В карьерах в настоящее время строятся защищенные парковочные карманы для хранения техники в наихудшие погодные условия.
Загрязненное топливо — одна из проблем в этой части России, и поэтому на карьере используется только то топливо, которое имеет сертификат качества. Грузовики Volvo способствуют экономному расходу топлива в этой области. Данные клиентов показывают, что A35D расходует 18 литров топлива в час, колесный погрузчик – 15 литров, а EC460 – 17 литров. «Российский грузовой автомобиль расходует 300 литров топлива за 12-часовую смену, — говорит господин Аглиулин, — что составляет 25 литров в час. Мы внимательно отслеживаем расход топлива при помощи бортового диагностического компьютера Volvo MATRIS. Расход топлива зависит от выполненной работы, но независимо от области применения автомобили отечественного производства не идут ни в какое сравнение с Volvo».
Поскольку гипс не является ни абразивным, ни грязным, покрышки стираются не сильно, и нет необходимости в установке фильтров предварительной очистки масляных ванн на двигателях (которые необходимы для грузовиков, работающих в очень пыльных условиях, чтобы предотвратить засорение стандартных фильтров мотора). «Как правило, мы меняли все шины на наших грузовых автомобилях через каждые 8000 часов работы, — сообщает господин Аглиулин. — Сейчас мы меняем только передние колеса через указанный промежуток».
Поскольку порода мягкая, в большинстве случаев гипс можно извлечь при помощи ковша экскаватора EC460B. (Диапазон объема ковша экскаватора EC460 составляет 1,8-3,73 м.) Когда необходимо провести взрывные работы, единственный взрыв может обрушить 15000 м3 породы. Но между такими взрывами проходит несколько месяцев, поэтому гипсовый камень раскалывается экскаватором EC460B.
Как только гипс извлечен и обработан, следующая задача – доставить его на завод Knauf, который находится в более чем 100 км от карьера. Колесные погрузчики Volvo L220E загружают гипсовый камень на карьере в самосвалы, которые на подъездных путях ждет погрузчик L180E, чтобы загрузить гипс в железнодорожные вагоны. Эти вагоны дизельным составом отвозятся на завод.
Учитывая быстро растущий спрос на системы сухой грунтовки, Knauf в будущем году планирует увеличить вдвое объемы продукции в России, а значит оба завода и карьеры будут вынуждены увеличивать добычу гипса и выпуск продукции. К счастью, уже имеется современное оборудование для строительства, отвечающее потребностям российской стройиндустрии, которая яростно стремится не отставать от стремительно растущего внутреннего спроса.